Природное сообщество – роль, значение, примеры (4 класс, окружающий мир) в кратком изложении

Окружающий мир - 4 класс - уроки, полезные материалы в помощь школьникам Окружающий мир: Уроки и полезные материалы для 1-4 классов
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

 

Тема в кратком изложении: Природное сообщество – роль, значение, примеры (4 класс, окружающий мир) — в помощь школьникам

Дорогой читатель! Материал по теме подобран специально для ознакомления и подготовки к уроку, проекту или реферату. Поможет лучше освоить материал.

Как известно, на земном шаре различные виды животных и растений распространены неравномерно. Кто-то может жить только в условиях леса, а кому-то подавай пресный водоем. В зависимости от внешних условий живые существа образуют природное сообщество, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и представляет большую ценность для биосферы.

Природное сообщество – роль, значение, примеры (4 класс, окружающий мир) в кратком изложении

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Акулинкиной Татьяной Николаевной.
Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Природное сообщество – роль, значение, примеры (4 класс, окружающий мир) в кратком изложении

Что называют природным сообществом?

Природное сообщество представляет собой группу живых существ (растений, животных, микроорганизмов) в совокупности с неживой природой, которая их окружает. В таких сообществах каждый организм оказывает большое влияние на всех остальных и, в свою очередь, испытывает на себе ответное воздействие.

Все компоненты, входящие в состав природного сообщества, очень тесно взаимодействуют между собой. В результате этого взаимодействия стал возможным круговорот веществ и энергии в природе.

Круговорот веществ в природе

Рис. 1. Круговорот веществ в природе.

Видовое разнообразие в природных сообществах зависит от двух факторов:

  • климатические условия – чем они благоприятнее, тем больше видов входит в сообщество;
  • тип растительного сообщества – в пустыне и полупустыне их около 20, в лесу – около 100.

Различают природные сообщества и по происхождению. Они могут быть как естественными, так и искусственными, то есть созданными человеком.

К примерам природных сообществ относят лес, луг, пресный водоем, болото, степь, пустыня, океан. Все они отличаются между собой площадью занимаемой территории, количеством видов и особенностями взаимодействия между ними.

Природное сообщество Луг

Рис. 2. Природное сообщество Луг.

Пищевые связи

Самая важная форма связи в любом природном сообществе – это пищевые связи. Они состоят из нескольких звеньев:

  • Самым первым, основным звеном являются растения. Им отведена важная роль в природных сообществах. Это единственные организмы на планете, которые могут создавать органические вещества из солнечной энергии, углекислого газа и минеральных веществ, содержащихся в воде или почве. В результате они становятся ценным источником пищи и энергии для других живых существ.
  • Растениями питаются растительноядные животные.
  • В свою очередь, растительноядные животные служат пищей для хищников – плотоядных животных.

Также в состав природного сообщества входят организмы, которые питаются различными отходами: остатками отмерших растений или животных, их экскрементами. Такую роль природных санитаров выполняют дождевые черви, жуки-могильщики.

 

Главную роль в разложении органических веществ играют бактерии и плесневые грибы. Именно благодаря им растительные и животные остатки разлагаются до состояния минералов, которыми питаются растения.

Влияние человека на природные сообщества

В давние времена, когда человеческая раса только появилась на Земле, природа не испытывала существенного воздействия со стороны человека. Но когда люди начали активно осваивать планету, расселяться по разным материкам, расширять свою хозяйственную деятельность, в природе начали происходить изменения.

  • Самое сильное влияние на природные сообщество оказало развитие земледелия. При распашке степных зон неизбежно менялся состав животных и растений. Но наибольший урон наносился лесной зоне, которую выжигали и выкорчевывали для того, чтобы на ее месте находились сельскохозяйственные угодья.
  • Применение химических препаратов для борьбы с насекомыми-вредителями на полях оказывает сильное негативное влияние на живую природу. Под воздействием ядов страдают не только вредители, но и многие другие, в том числе нужные и полезные.
  • Промышленное строительство, прокладка новых дорог, осушение болот и заболоченных почв под строительство новых объектов наносят большой урон для любого природного сообщества.

 

Поскольку деятельность человека приводит к серьезным разрушительным последствиям для природных сообществ, во всем мире были созданы и продолжают создаваться природоохранные территории: заповедники, заказники, памятники природы. В них растения и животные живут в естественных для них условиях, а вмешательство человека – минимально.

Заповедник

Рис. 3. Заповедник.

Что мы узнали?

При изучении темы «Природное сообщество» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, каково значение природного сообщества для биосферы, как связаны между собой все его компоненты. Мы узнали, какими бывают сообщества, какое влияние на них оказывает человек.

Источник

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Добавить комментарий